"3D в After
Effects"
В этой статье я постараюсь объяснить
методы работы с 3D в программе After Effects.
Во многом описанное ниже облегчает жизнь при трансформации
слоёв и позволяет получить довольно красивые эффекты.
Почти то же самое можно достичь и в других программах
3D моделирования, но их изучение займет у вас
не мало времени (хотя я не говорю, что AE лёгок
в освоении), да и зачем использовать что-то стороннее,
если создать желаемое не составляет труда и в
продукте от Adobe. Описание разделено на два раздела:
"3D Камера" и "Освещение".
Эти две составляющие играют основополагающую роль
во всех программах, работающих с 3D, следовательно
и начать изучение данной темы нужно с них.
3D КАМЕРА
Создаём новую композицию, для чего
жмём [Layer > New > Solid] или [Ctrl+Y],
создав тем самым новый слой (выберите цвет по
вкусу, в данном случае я использовал черный).
Импортируем в проект необходимый нам фрагмент
видео и размещаем его на таймлайне поверх созданного
слоя.
Настала очередь добавить в нашу композицию собственно
3D камеру. Для этого необходимо зайти в меню [Layer
> New > Camera] или [Ctrl+Shift+Alt+C].
Перед вами появится окно с настройками камеры:
[Кликните, чтобы увеличить]
Здесь мы трогать ничего не будем, выберем лишь
значение Preset равное 35. Можете как-нибудь "обозвать"
камеру в поле Name.
Примечание: После добавления камеры, АЕ
предупредит вас, что в композиции не присутствуют
3D слои. Ответьте на данное замечание нажатием
кнопки OK.
Сейчас мы сделаем слой с видео (то, которое мы
выбрали) 3D слоем. В этом нам поможет пункт [Layer
> 3D Layer]. Не забудьте перед совершением
данной операции выбрать необходимый слой на таймлайне:
Шагаем дальше. Во всех программах,
работающих с 3D объектами, присутствует несколько
видов для просмотра сцен, и After Effects не осталась
в стороне. Сцену можно просмотреть в 6 проекциях:
Front (спереди), Top (сверху), Left (слева), Right
(справа), Back (сзади), Bottom (снизу), а также
из, собственно, камеры - Active Camera (F12).
Переключение между ними происходит при помощи
пункта [View > Switch 3d view > …].
Переключимся на активный вид и посмотрим, какие
действия можно производить с нашей камерой. Для
начала скажу, что камеру, как и обычный слой,
можно перемещать, вращать и т.д. Достигается это
выбором меню [Layer > Transform] или при помощи
соответствующей панели инструментов:
[Orbit Camera Tool] – полное 3D вращение камеры;
[Track XY Camera Tool] – перемещение камеры по
осям X и Y;
[Track Z Camera Tool] – перемещение камеры по
оси Z, придвигая или отодвигая камеру от слоёв.
Пока мы видели нашу сцену только из Active Camera.
Исправим эту оплошность и переключимся на вид
слева (Left):
Эта полоска и есть наш фрагмент
аниме, только в 3D пространстве. Обычно камеру
я не поворачиваю без излишней необходимости, а
применяю поворот к самим элементам сцены. Выбираем
на панели инструментов [Rotation Tool] (W) или
[Selection Tool] (V) (не забываем, что для более
тонкой настройки нужно пользоваться параметрами
в опциях самого слоя) и вертим, перемещаем, масштабируем
слой как хотим. Смотрим, как это выглядит из камеры,
и при необходимости корректируем в различных проекциях.
Дальше работает уже только ваша фантазия. Я излишне
фантазировать не буду, а лучше сделаю простенькую
анимацию с помощью эффекта "Path Text",
просто для примера. Вот как выглядит моя композиция
на данный момент (дублировал картинку, с последующим
отражением по горизонтали, и заменил цвет фона):
Добавляем новый слой (цвет не имеет
значения). Создадим всё в том же виде слева (Left)
незамкнутую маску (про создание масок читать тут).
Далее, добавим эффект "Path Text", и
в открывшемся окне настройки эффекта изменим путь
(Custom Path) на "Mask". При желании
можно и цвет текста поменять.
Примечание: Цвет меняется в окне, открывающемся
нажатием кнопки Fill Color (слева) или же при
выборе пипетки (справа) и последующем наведении
на тот участок картинки, цвет которого вы хотите
получить (я так и сделал).
Теперь подгоняем наш текст вместе с маской так
как нужно. Я достиг желаемого результата, изменив
сначала в виде слева (Left) маску, а затем в виде
сверху (Top) повернул по оси Y данный слой.
Примечание: Анимировать в эффекте можно
многое, но больше всего мне нравится изменять
значение "Margin" (текст в итоге начинает
скользить по кривой-маске), а также параметр "Baseline
Shift" (расстояние от кривой). Довольно красиво
получается, на мой взгляд.
И в конце я добавил еще пару надписей. Итоговая
картинка:
По поводу 3D камеры всё. Перейдём к освещению.
За основу я возьму всё ту же сцену, которую использовал
выше.
ОСВЕЩЕНИЕ
Примечание: Если вы создадите новую композицию,
не забудьте добавить в неё хотя бы один 3D слой.
Жмём [Layer > New > Light]. На экране появится
окно:
[Name] – имя элемента;
[Light Type] – тип источника света (Spot – направленный
с конусом, Point – всенаправленный, Parallel –
направленный в одну точку, которую собственно
и освещает, и Ambient – равномерное освещение
поверхности изображения);
[Intensity] – интенсивность освещения (чем больше
- тем ярче, и наоборот);
[Cone Angle] – размер конуса;
[Cone Feather] – четкость границ освещения;
[Color] – цвет;
[Cast Shadows] – использование теней (shadow darkness
– непрозрачность теней, shadow diffusion – диффузия
теней)
В настройках я повысил интенсивность до 150%,
изменил цвет на белый и выбрал тип "Spot".
Результат:
Источников света может быть несколько, при их
помощи скрываются ненужные в итоговом видео части
или наоборот выделяются самые эффектные моменты
сцены.
В процессе написания статьи я попробовал создать
некий примитив средствами AE. В программах 3D
моделирования его сделать легче, но и тут, честно
говоря, особых трудностей не возникло. Этот "Box"
полностью трехмерен, то есть, зацепив, его можно
легко перетащить в другое место или повернуть
под любым углом.
P.S. Посмотреть на практическое
применение 3D в AMV можно на примере клипа "Путь
Дзю-дая" от NetTroop Studio. |